Нидерланды
ГЧП в Нидерландах
ГЧП в Нидерландах
Под ГЧП в Нидерландах понимается долгосрочное сотрудничество между государственными органами и частными компаниями при совместной реализации проектов на основе разделения задач, ответственности и рисков. Государственно-частное партнерство в большинстве случаев включает финансирование проектов со стороны частных компаний.
При реализации механизмов ГЧП государство выступает в роли заказчика, который определяет желаемый конечный результат участия в проектах бизнес-кругов и контролирует выполнение проектов. Исполнители предлагают формы, механизмы и средства их осуществления. Основными целями ГЧП является ускорение и оптимизация осуществления проектов: максимизация качества при фиксированных издержках или минимизация издержек при фиксированном качестве конечного продукта за счет использования опыта и инновационных возможностей компаний.
Основными сферами применения механизма ГЧП в Нидерландах являются крупные инвестиционные проекты в области строительства и развития инфраструктуры.
Одной из наиболее распространенных форм ГЧП в Нидерландах является проектирование, строительство, финансирование, обслуживание (и управление) - DBFM(O): design, build, finance, maintain (and operate). DBFM(O) является формой договора, предусматривающей передачу заказчиком (государством) выполнения различных этапов строительного проекта, включая финансирование, исполнителю (частным компаниям). Затраты на реализацию проекта несет исполнитель. Оплата его услуг осуществляется на периодической основе в соответствии с заранее согласованными результатами его деятельности. В роли исполнителя нередко выступают консорциумы нескольких организаций.
Перспективной формой ГЧП в Нидерландах также считают заключение контрактов на проектирование и строительство (DB), а также на проектирование, строительство и обслуживание (DBM), особенно, в случаях, если речь идет об относительно малозатратных проектах.
Специальная законодательная база ГЧП в Нидерландах отсутствует. Вопросы применения механизмов ГЧП регулируются общими нормами права (конституционного, гражданского, налогового). Политическая основа ГЧП в Нидерландах была заложена докладом «Получение добавленной стоимости за счет сотрудничества» (Доклады нижней палаты Парламента Нидерландов за 1997-1998 годы, том 2), в котором определены базовые принципы ГЧП и требования, предъявляемые к нему. Они получили дальнейшее практическое развитие в некоторых распоряжениях, принятых на уровне министерств и ведомств. Так, вопросы ГЧП отражены, в частности, в положении о Министерстве финансов Нидерландов (№ BWBR0018723), в соответствии с которым это министерство и Генеральное казначейство осуществляют рекомендательную функцию применительно к реализации проектов государственно-частного партнерства. Министерство финансов Нидерландов контролирует заключение контрактов между государственными органами и бизнесом и обеспечивает эффективность государственных капиталовложений.
Наиболее активными заказчиками в рамках ГЧП являются Министерство транспорта и Министерство жилищного строительства, территориального планирования и охраны окружающей среды Нидерландов (в октябре 2010 года были объединены в единую структуру - Министерство инфраструктуры и окружающей среды Нидерландов), Министерство обороны Нидерландов, Государственная служба управления водным хозяйством и Государственная строительная служба.
Среди основных проектов ГЧП, которые были реализованы или находятся на стадии подготовки в Нидерландах, можно отметить следующие:
• строительство и эксплуатация автодорог, тоннелей и железных дорог;
• развитие внутренних водных путей;
• строительство, реконструкция, капитальный ремонт и эксплуатация жилых строений и комплексов, зданий министерств, ведомств и государственных организаций;
По инициативе Государственной службы управления водным хозяйством в Нидерландах был создан Центр знаний в области ГЧП, который содействует широкому использованию опыта, накопленного при реализации проектов государственно-частного партнерства, и распространению соответствующей информации среди заинтересованных сторон. Центром разрабатывается также инструментарий ГЧП (в частности, стандартные контракты в этой сфере и механизмы определения эффективности сотрудничества государства и бизнеса). О результатах этой деятельности Центр на регулярной основе информирует нижнюю палату парламента страны, Центр взаимодействует с представителями голландских министерств и компаний, а также с зарубежными партнерами (прежде всего Франции, Великобритании и Германии). В ходе этих контактов осуществляется обмен информацией, прежде всего с новыми членами ЕС и другими странами, наращивание потенциала в области ГЧП. Этому способствуют, в частности, организуемые Центром тренинги и семинары, в том числе международные.
Применительно ко всем проектам, включенным в Долгосрочный план развития инфраструктуры, пространственного планирования и транспорта Нидерландов, определяются пути оптимизации их реализации. В частности, проводятся исследования рынка, призванные продемонстрировать возможности ускорения реализации проектов, повышения качества конечного продукта или снижения затрат за счет привлечения участников рынка, Также проводится сопоставление преимуществ (с точки зрения сроков реализации и издержек) традиционного финансирования проектов и использования механизмов ГЧП (Public-Private Comparator). Эта процедура применяется в отношении всех намеченных проектов стоимостью более 60 млн. евро. В случае выбора в пользу ГЧП производится отбор наилучшего исполнителя (исполнителей).
Таким образом, основные усилия в области ГЧП в Нидерландах ориентированы, прежде всего, на эффективное и ускоренное развитие инфраструктуры и активизацию строительства национально значимых объектов.
По мере дальнейшего развития механизмов ГЧП больший акцент будет делаться на развитие инфраструктуры на региональном и муниципальном уровнях. Также следует отметить, что к проектам ГЧП привлекаются практически только голландские компании.