Испания



ГЧП в Испании

ГЧП в Испании

Начало развитию современного ГЧП в Испании было положено в 80-х гг. XX века, в период значительных внутренних перемен в стране и ее все более активного участия в деятельности европейских экономических сообществ. Для этого же времени характерно осознание политическим руководством страны как отставания но основным экономическим показателям, так и отсутствия целых общественных институтов и механизмов, направленных на взаимодействие государства с бизнес-структурами. В этой связи правительством Испании были разработаны, в том числе, и меры по созданию и развитию принципов ГЧП.

В результате к настоящему времени в Испании выстроена достаточно громоздкая, но, в целом, функциональная система ГЧП, опирающаяся на соответствующую законодательную базу. В ее основе заложен принцип оказания государством помощи бизнесу в целях развития экономики страны и повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке.

Законодательное регулирование в этой сфере в современном виде представляет собой многоуровневую систему, включающую в себя: общеевропейские акты, национальное и региональное законодательство.

В соответствии с нормами Европейского Союза Испания возродила в своем законодательстве институт концессий, и в 2003 году был: принят Закон «О концессии государственной недвижимости». Одновременно с его принятием были внесены изменения в Закон «О договорах с государственной администрацией» 2000 года, в который был включен раздел «О договоре концессии государственной недвижимости», устанавливающий типовые условия такого соглашения. Объектами концессионных соглашений являются те отрасли инфраструктуры, которые были традиционной государственной монополией, и которые по разным причинам не могут функционировать на конкурентной основе, однако их существование обусловлено интересами общества. Таким образом, в правовом регулировании концессионных отношений происходит взаимопроникновение частных и публичных интересов.

Испанский концессионный закон построен на принципах сохранения государственной собственности объекта концессионного соглашения. При этом особого внимания заслуживает подход к регулированию объема прав и обязанностей концессионера, который, согласно ст.242 Закона о концессии, может заложить концессию, на условиях, определенных законом, с предварительного разрешения концедента. В соответствии со ст.263 концессии на строительство и эксплуатацию государственной недвижимости предоставляются на срок не более 40 лет. При этом срок концессий, связанных исключительно с эксплуатацией государственной недвижимости, не превышает 20 лет.

В Испании, как и в других развитых странах, государство при любых односторонних действиях, связанных с расторжением концессии, сохраняет баланс финансовых интересов сторон, возмещая инвестору понесенные убытки от подобных действий.

По сферам реализации партнерство разделяется на национальное и международное. Если первое относится к проектам, реализуемым на территории Испании, то второе - к выходу национальных; компаний на международный рынок, в т.ч. и при «переносе» своей деятельности на территорию других стран.

Координация сотрудничества внутри страны возлагается на ряд профильных министерств, в частности, Министерство развития. Разработкой стратегии и планированием долгосрочного развития взаимоотношений с компаниями занимается Министерство науки и инноваций. В 2007 году им был подготовлен национальный план «Исследования, развитие и инновации на оды», в рамках которого реализуется национальная программа государственно-частного партнерства. Этот документ предполагает государственное участие в реализации крупных проектов, влияющих на научно-технологические возможности предприятий и национальных исследовательских групп, создании концернов готовых участвовать в международных проектах, а также в подключении к ним малого и среднего бизнеса. Адресатами национальной программы стали научно-исследовательские центры, университеты, технологические парки, различные предприятия.

В тесном сотрудничестве с Министерством науки и инноваций действует Центр индустриально-технологического развития (Centra para el Desarrollo Tecnolоgico Industrial - CDTI), являющейся основным посредником при государственном финансировании и координации действий в рамках упомянутого плана. За оды им были реализованы более 6.000 инвестиционных схем на сумму более 4,7 млрд. евро, направленных на развитие конкурентоспособности испанских предприятий. При реализации совместных социальных программ государственный сектор также может быть представлен Министерством здравоохранения или Министерством культуры.

В целом, за последние 20 лет в Испании разработана сложная, но эффективная и жизнеспособная система взаимодействия государства и частного капитала, главнейшим принципом которой является софинансирование государством частных проектов.